понедельник, 5 мая 2014 г.

Кесарево VS естественные роды

Долго я собиралась с мыслями, и вот ребенку уже почти полгода, а я до сих пор не отошла от впечатлений!:) Начну свой рассказ с того, что ни в коем случае не призываю в нем никого из вас выбирать тот или иной способ родоразрешения, не агитирую рожать исключительно самостоятельно, и упаси вас Бог вообще отказаться от рождения детей после прочтения этого поста.
Я не смотрела видео родов и кесарева и, честно говоря, многие врачи солидарны со мной в этом. То, что у меня по ряду показаний будет кесарево, я знала уже на середине срока, поэтому, как я думала, у меня будет достаточно времени, чтобы морально подготовиться и настроиться. Но я ошибалась... В интернете вы найдете много рассказов женщин, которые прошли через эту процедуру, некоторые из них даже пошагово описывают что в какой момент времени с ними делали и что они при этом чувствовали. Ваши подруги тоже наверняка захотят поделиться с вами своим опытом и настроить вас на нужный лад... Не верьте ни слову:) к сожалению, организмы всех людей устроены настолько индивидуально, что реагируют по-разному на различные виды манипуляций. Кроме того, здесь очень сильную роль играет психологический фактор.
В интернете написано, что кесарево сечение - это "царские" роды... Я бы плюнула три раза в лицо тому, кто это сказал! 
У кесарева есть ряд преимуществ, например, возможность заранее и без паники приехать и лечь в роддом. Однако, бывают случаи, когда с плановым кесаревым приходится бежать в схватках в роддом, или наоборот, при естественных родах можно подгадать и лечь за пару дней. И пусть пара лишних дней в больнице вас не пугает, условия сейчас весьма приличные:) 



У меня была двухкомнатная палата со всей необходимой техникой и возможностью посещения родственников, мама и муж даже оставались ночевать.
Первый день вообще был похож на санаторий: можно есть что угодно, лежать и смотреть телевизор:) ночью перед операцией желательно набираться сил, перед сном медсестра предложит успокоительное, я отказалась, но спала хорошо, несмотря на свой страх, ведь это была последняя ночь спокойного и полного сна:))
Как правило, кесарево сечение делается утром, поэтому на завтрак ничего есть нельзя. Последний прием пищи разрешается до 20-00 предыдущего дня, а пить воду можно примерно до часу ночи. В 8-45 за мной пришла медсестра, я взяла только телефон, антиварикозные чулки и 1,5 л воды, и мы пошли в операционный блок. Операционная рассчитана на двух хирургов, поэтому параллельно со мной должны были делать кесарево еще одной девушке. Пока мы сидели в операционной блоке, я болтала по телефону, получала последние наставления от мужа и ободряющие слова от мамы. Девушка рядом со мной сидела и тряслась. Мы разговорились, оказалось, что у нее уже второй ребенок и второе кесарево, а на мой логичный вопрос: "Чего же Вы боитесь тогда?", она ответила, что мне хорошо, что я не знаю, что меня ждет, а когда знаешь, это страшнее... Нас положили на столы и позвали анестезиологов. В роддоме, где рожала я, кесарево сечение делается с помощью эпидуральной (перидуральной) анестезией. К слову, недавно к нам приходили друзья мужа с маленькой дочкой, мы разговорились с девушкой о беременности и родах, у нее тоже было кесарево в другом роддоме, и ей наркоз предложили на выбор - общий, эпидуралку или спинальный. Они все отличаются, так что советую при выборе роддома учесть и это. Так вот эпидуральный наркоз обезболивает всю область живота и отключает ноги. А вводится он при помощи укола в нижнюю часть спины, около позвоночника. Укол менее болезненный, чем его описывали другие девушки. Еще в интернете я вычитала, что когда эпидуралка начинает действовать и отключаются ноги, это очень страшно и неприятно. Опять-таки все индивидуально. Когда мои ноги отключились, меня так расслабило и я, если честно, даже в какой-то степени кайфанула, мне стало так легко и хорошо, хотя я лежала на операционном столе. Да, кстати, если это первая в вашей жизни операция (как в моем случае), то страшно до жути! Если же вы уже бывали в операционной по другим вопросам, то вам будет немного легче.
Когда вас подготовят к операции, придет время звать вашего хирурга. Я рожала у заведующей. Мой совет - не рожайте у заведующих и главврачей! Это люди очень занятые и обремененные административными вопросами. Девушку, с которой нас одновременно пригласили в операционную и одновременно сделали наркоз, уже начали оперировать, а я 40 (!) минут ждала своего врача и... смотрела на соседний стол, как кесарили мою соседку. Как ни старался анестезиолог отвлечь меня от этого зрелища разговорами и не отворачивал мою голову, она все равно поворачивалась туда! Помните я говорила, что не смотрела фильмы про роды и кесарево? Так вот забудьте об этом:) я наблюдала за всем в режиме онлайн. Представьте, что вы родились в эпоху инквизиции, и перед вами на костре жгут ведьму, которая по факту просто являлась красивой женщиной с зелеными глазами и золотыми волосами (ведь именно поэтому в Европе сейчас так мало красивых людей, всех красавиц сожгли в средние века!), хотя к черту лирику, вы видите как режут человека, выкачивают околоплодные воды специальной трубкой и вытаскивают еще одного человека... а самое главное, что через несколько минут это предстоит и вам! Это жесть, честно. В общем, уровень адреналина, давление и сердцебиение к моменту прихода моего хирурга уже зашкаливали за все мыслимые и немыслимые пределы. Как делали разрез я не видела и не чувствовала, эпидуралка на меня подействовала хорошо. К слову, моя подруга, которая рожала в тот же день самостоятельно, рассказывала, что ей пять раз кололи эпидуралку, но она никак не подействовала:( возможно, неправильно рассчитали дозу, либо это индивидуальные особенности организма. В любом случае, мастерство анестезиолога имеет очень большое значение, это второй по важности человек на родах после акушера. О чем говорили хирурги во время операции я не слышала, потому что анестезиолог и медсестра постоянно меня отвлекали разговорами, чтобы я не отключилась. Но то, что плод оказался больше, чем рассчитывали, я поняла по словам "ох, блядь", "твою мать" и "хорошо, что кесарево", да-да хирурги с высшим образованием и отмеченные множеством регалий матерятся во время операции только так:)) очень важный момент для того, чтобы решить, делать кесарево сечение или рожать самой, это определение размеров плода и его пропорций относительно вашего тела. Мой ребенок родился с весом 3500 гр и ростом 53 см. Он считается крупным плодом, а при моем росте и весе - особенно крупным. Но на УЗИ за пару дней до кесарева мне ставили вес чуть больше 3 кг. В общем, хирургу пришлось меня "дорезать" с двух сторон, чтобы извлечь плод. Поэтому в моем случае "маленький шовчик", совершенно незаметный у большинства кесаренных мамочек, превратился в страшненький, кривенький порез примерно от одной бедренной кости до другой. Однако это мелочь по сравнению с возможной родовой травмой, если бы были естественные роды.
Сам момент извлечения плода во время кесарева очень чувствителен. Ощущения трудно с чем-либо сравнивать, если вы никогда не рожали. Анестезиолог предупредил меня: сейчас опустятся легкие (во время беременности они сильно сдавлены плодом). Но что вы почувствуете, когда опустятся легкие, вас никто не предупредит. У меня от страха и неожиданности резко упало давление, и я чуть не потеряла сознание. Но потом я услышала крик своего ребенка - его самый первый крик! Чуть сбоку стоял стол, на который его положили, и я краем глаза могла смотреть, как его вытирают и обрабатывают. А через несколько мгновений несут показать мне. Всего две секунды и в следующий раз я смогу увидеть его только через сутки. Есть роддома, где после кесарева не кладут в реанимацию, и вы уже вечером получите ребенка. Выбор остается за вами. Молозиво после кесарева приходит, как правило, на вторые сутки, а молоко на третьи, так что кормить своего ребенка вы сможете в любом случае, а восстанавливаться после кесарева довольно тяжело и болезненно.
После того, как уносят ребенка, операция завершается довольно стремительно. Вас зашивают очень быстро, перекладывают на носилки и перевозят в реанимацию. Как это было я помню очень туманно. Помню подруги мне рассказывали, что сразу после операции действие наркоза еще довольно сильно, поэтому, не чувствуя никакой боли, они активно переписывались с родными и друзьями, делились радостной новостью "я родила!" "Ура!" Я помню, медсестра спросила у меня, дать вам телефон? Я ответила "нет", но она все равно положила его рядом со мной, так на всякий случай. Не хотелось никому звонить, ни с кем разговаривать, не было сил никому писать, была жуткая слабость, но адреналин в крови не позволял уснуть. Я не знаю сколько времени прошло, прежде чем я взяла телефон, но был уже вечер. В позвоночный катетер вкололи небольшую дозу анестезии и по телу побежал холодок, боль практически не чувствовалась, а сил стало немного больше. Теперь я была в адеквате и готова принимать звонки и поздравления:) мои соседки по палате интенсивной терапии постоянно стонали и просили дополнительное обезболивание. Я же пыталась отказаться от положенных дополнительных "порций" эпидуралки. Ко мне постоянно подходила медсестра и просила хоть немног поспать, но я вместо этого постоянно вертелась с бока на бок и пыталась поднимать ноги. Дело в том, что на следующий день после кесарева, ощущения в теле такие, будто вас переехал поезд. Мышцы повреждены швом, пресс атрофирован после 9 месяцев вынашивания ребенка. Сесть в кровати, а потом встать с таким телом достаточно сложно и больно, а ходить и вовсе будто учишься впервые. Поэтому я вспомнила советы своих подруг, которые говорили мне, чтобы я крутилась как можно больше, а также пыталась поднять попу и ноги. Так вот, пока все спали, я усердно крутилась и приподнималась. Зато на следующее утро я встала и пошла самостоятельно, когда все остальные стонали и просили положить их обратно в кровать. До обеда из интенсивной терапии всех переводят в свои палаты, чтобы освободить место для новой "партии". Пока я сутки валялась в реанимации и отходила, моя подруга, рожавшая в тот же день самостоятельно, пару часов полежала в послеродовой палате и уже вечером получила ребенка.
После кесарева положено несколько суток колоть обезболивающее и антибиотики, но от обезболивающего я отказывалась. По поводу того, носить ли бандаж после операции, мнения врачей расходятся. Например, мне сказали снять бандаж на вторые сутки после операции, чтобы мышцы живота могли напрягаться и быстрее восстанавливли свой тонус. Не знаю, дело в этом или просто былое увлечение спортом не прошло зря, но через неделю после родов мой живот перестал быть похожим на бесформенное месиво и я выглядела так:

Ну а через месяц вот так:

Напоследок скажу, что я ничуть не умаляю достоинства женщин, рожавших самостоятельно, но и кичиться на их месте я бы не стала. В роддоме в процедурном кабинете было две очереди на перевязку: одна для кесаренных, другая для естественно рожавших. Так вот в выходные дежурила всего одна медсестра и первым делом приглашала на обработку кесаренных. Тут одна новоиспеченная мамочка грудью влезла передо мной с гордым воплем "а кто сами рожал когда?" На что ей спокойно ответили "подождите". Я уже говорила, что мой шов эстетически получился не очень красивым, но, поверьте мне, разрезанная промежность, выкрашенная зеленкой, то еще зрелище... Сейчас мало кто даст вам мучится в естественных родах сутками, как об этом рассказывали наши бабушки. У врачей тоже есть семьи, они тоже хотят скорее домой, поэтому все чаще производится эпизиотомия, и ребенка как бы вытуживают из вас побыстрее. Среди моих подруг и знакомых, рожавших естественным путем за последние 2 года, нет ни одной без порезанной промежности. Выбирая естественные роды, будьте готовы к этому. Это абсолютно не больно и заживает быстро, однако мой муж, будучи хирургом, не раз сталкивался с осложнениями после эпизиотомии в виде недержания и неверно сшитых тканей. Кроме того, недавно одна моя знакомая после двухгодичного положенного перерыва после кесарева родила второго ребенка самостоятельно. И что, вы думаете, она сказала? Рожайте сами! Это намного легче и восстанавливаешься быстрее. Так что слова "кесарево - царские роды" писаны вилами на воде. Тем не менее, бывают ситуации, когда оно неизбежно по показаниям. Легких родов просто не бывает, ведь произвести на свет нового человека - это настоящее чудо, а чудо не дается легко. Но все сложности и боли вам компенсирует маленький человечек, который своей маленькой ручкой однажды так сильно сожмет ваш палец и подарит вам свою первую улыбку!
 
Я рассказала вам свою историю, это не значит, что с вами произойдет все то же самое. Все вопросы и отзывы жду в комментариях - обсудим;)

12 комментариев:

  1. Вы просто молодец!!! А эта заведующая любит ругаться матом при родах))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Да, она славится острым словцом и хабалистым нравом:))

      Удалить
  2. Поздравляю с настоящим чудом! Вы большая молодец! Читать интересно, но по поводу родов у меня свое мнение, которое я оставлю при себе)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за поздравление! Ну почему же, комментарии открыты как раз для того, чтобы выражать свое мнение:) Вы сторонник кесарева или естественных родов?

      Удалить
  3. Я рожала и так и так, психологически после кесарева сложнее отойти, незакрытый гештальт получается с родами, ощущение незаконченности важного процесса. После ЕР ощущения совсем другие-ты как будто сам перерождаешься в родах. Становишься новым человеком с другим уровнем сознания. Если есть возможность и ничего не угрожает малышу, то я бы советовала рожать самой. Отходить от родов в обоих случаях было легко, главное это позитивный настрой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот! Ваше мнение полностью совпадает с моим и отражает суть данной статьи👏👏👏

      Удалить
  4. Так расстраивает желание врачей скорее уйти домой и резануть женщину((
    Меня очень впечатлило видео, снятое в диком племени. Там жещина, чтобы родить, уходит недалеко в лес, садится на бок (таз обращен к полу). И тужится. Видно, что ей больно, но, честно, мне так больно раз в месяц (вы понимаете о чем я).
    И вот она кряхтит полчаса и в её руке головка ребенка, еще 10 минут и весь ребенок на подстилке из травы.
    Меня тогда так поразило увиденное. Она буквально встала "отряхнулась" и пошла с ним на руках. Неужели наш образ жизни настолько оторван от естественного, что мы стали ощущать такую боль(( Я, конечно, осознаю антисанитарию таких родов и прочие недостатки, но я скорее про болевые ощущения. Они меня, не рожавшую, страшно пугают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тем, кто не рожал, я вообще не советую смотреть такие видео. Да, мы в цивилизации очень изнежились, но таков уж наш удел. Забеременеть, выносить и родить стало не так просто, к сожалению:(

      Удалить
  5. Надежда, спасибо большое за пост!

    ОтветитьУдалить
  6. Надежда, а у вас были головные боли во время ваших беременностей? и нормально ли это когда мигрень по два три дня в неделю? Просто в жк говорят терпите, бывает, а к кому обращаться не знаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня не было. Но все индивидуально. Я вообще не страдаю головными болями, а бывает, что люди с ними мучаются как во время беременности, так и без неё.

      Удалить